Принятый 2 октября 1991 года Государственный флаг Республики Северная Осетия - Алания представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос белого, красного и желтого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Заместитель Председателя Совета Министров Э.К.Каргиев на сессии парламента отметил, что этот флаг "известен в народе и в науке как аланский флаг". Аланы - не единственные потомки осетин. Еще во II тысячелетии до н.э. территорию современных Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, Пятигорья - от верховьев Кубани до реки Аргун на востоке - населяли племена, объединенные общим названием: "кобанская культура". Название идет от села Верхний Кабан Северной Осетии, где в 70-х годах XIX века в богатых погребениях археологи нашли бронзовые топоры, кинжалы и другие предметы обихода, имеющие единый стиль, общий и для предметов, найденных в других районах Кавказа. На основе кобанской культуры складывались и развивались традиции предков ряда народов Центрального Кавказа, в том числе Осетии.
С VII века до н.э. на Северный Кавказ начали проникать скифы, являвшиеся тогда основным населением Северного Причерноморья. Состояли они из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Вслед за ними прошла волна ираноязычных кочевников сарматов, родиной которых были степи Северного Прикаспия и Приуралья. Более высокая военная организация позволила сначала скифам, а затем сарматам установить политическое господство в степных районах Предкавказья. Местное население испытало на себе и культурное влияние со стороны степняков. В то же время и ираноязычные кочевники впитали определенные культурные традиции местного населения. Так постепенно складывалось принципиально новое этнообразование, отличное и от степных и от горнокавказских племен.
Из среды сарматов на рубеже н.э. выделились племена алан, которые заселили Приазовье и Предкавказье. С появлением алан процесс ассимиляции местного населения степняками пошел еще более интенсивно. Так шло формирование новой, осетинской народности. Ее носителями стали как потомки представителей кобанской культуры, так и потомки скифо-сармато-алан.
Особая близость осетин с аланами нашла выражение в одинаковом их самоназвании - ироны. Сами аланы на родном языке называли себя ас. В русских летописях аланы именуются ас или яс, по-грузински ос - овс. В византийские источники они вошли как аланы.
Раннефеодальное государство, возникшее в этих местах на рубеже IX-X веков, стало именоваться Алания. Вместе с тем грузинское ос-овс дало название стране Овсети или Осети, то есть страна асов или овсов.
Учитывая особую этническую близость осетин с аланами, парламентарии Северной Осетии решили принять за основу государственного флага символ алан. Средневековые историки-писатели сообщают о наличии такого рода символов, поскольку аланы проводили смотры войск, парады и приемы послов по определенному этикету, который предусматривал вынос штандартов, знаков и так далее. Так, по свидетельству хроник, в VI веке аланский вождь Сар-Оси принимал в своем дворце византийских, турецких и аварских послов. Во второй половине XI века аланекий царь Дургуле Великий имел хорошо вооруженную 50-тысячную конницу и проводил ее смотры. Парад, устроенный в конце XII века царицей, Грузии Тамарой и ее вторым мужем Давидом Сосланом, открывала сотня осетинских всадников, имевших свои опознавательные знаки.
Судя по дошедшим описаниям, флаги у алан были, как принято говорить, - драконовидные: когда они развевались, то напоминали драконов с раскрытой пастью. Такого типа флаги у осетин не сохранились. Однако у их соседей - сванов - подобные флаги существуют и по сей день. Грузинский историк В.В.Бардавелидзе подробно описывает их в книге "Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен", вышедшей в 1957 году в Тбилиси. Такие знамена получили название "лем", то есть лев, и известны у парфян, даков, предшественников алан - скифов и сарматов. В начале III века н.э. такого рода зооморфные флаги стали использовать в битвах и на праздничных парадах римляне, сасанидские цари; в средние века они развевались на древках воинов в Византии и Западной Европе. Все это говорит о том, что зооморфные знамена или штандарты являлись достоянием многих народов, имевших организованные войска.
У средневековых алан-осетин красный, белый, золотой (желтый) цвета - культовые, священные, поскольку многие семейные, родовые, сельские божества - покровители или дзуары - имели такие же цветовые обозначения: Урс-дзуар - "Белое святилище", Сырх-дзуар - "Красное святилище", Сыгзарин-дзуар -"Золотое святилище".
Вот эти-то три, идущие из глубины веков, цвета и вдохновили авторов нового государственного символа северокавказской республики.
Белый - подчеркивает духовную чистоту народа, его высокую нравственность, поэтому он занимает самое высокое место на полотнище флага. Красный - в геральдике всегда символизировал мужество, доблесть, готовность защищать свою Родину. В этом качестве он занимает среднюю полосу флага. Желтый - свидетельствует о трудолюбии народа.
24 ноября 1994 года был утвержден и новый герб. Вот его описание: "Государственный герб Республики Северная Осетия - Алания связан с геральдическим знаком эпохи общественного государственного единства и представляет собой круглый геральдический щит в червленом (красном) поле; на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три)".
Прообраз этого герба дошел до наших дней благодаря трудам известного грузинского историка и географа царевича Вахушта Багратиони. Его руке принадлежат выполненные в 1735 гаду карты грузинских государств Картли, Кахети, Имерети, а также гербы соседних народов Грузии. Хорошо зная Осетию, Вахушта Багратиони нарисовал ее знамя, на котором по-грузински написал: "Овсетиса". Разумеется, в то время у осетин еще не было герба как самостоятельного символа. Знак, изображенный на знамени, выполнял функцию герба.
Что же представлял собой осетинский знак? На красной материи, на фоне синих гор нарисован снежный барс в спокойной, но решительной позе. Этому бесстрашному, сильному, ловкому зверю отвели предки осетин центральное место на знамени. Не исключено, что рисунок Вахушти не во всем адекватен оригиналу. Однако в соответствии его действительному знаку в главном ученые не сомневаются.
Символы древней Алании, которые послужили основой новой символики, просуществовали до XIII столетия, когда предков осетин оттеснили в горы монголо-татары, захватившие равнины Предкавказья.
Феодальная раздробленность, тяжелые экономические условия, постоянная опасность агрессии со стороны Крымского ханства и Турции определили тяготение Северной Осетии к России, к которой она добровольно присоединилась в 1744 году. Так в конце XVIII - начале XIX веков завершился процесс складывания осетин в народность.
Сначала у них, как и у других нерусских народов, входящих в Российскую империю, своей государственной символики не было.
В 1828 году территория Северной Осетии вошла в Кавказскую область. Герб области представлял собой щит, в верхней половине которого размещался орел на золотом поле, сидящий на вершине горы.
После образования в 1861 году Терской области в нее вошла и Северная Осетия. Наряду с Владикавказским она включала округа: Веденский, Грозненский, Нальчикский, Назрановский, Хасавьюртский. На территории области проживали, таким образом: осетины, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы, терские казаки. С 1863 года центром области стал Владикавказ (получивший статус города с 31 марта 1860 года, раньше Владикавказом называлась крепость, построенная в 1774 году на правом берегу Терека).
Герб Терской области. Утвержден 15 марта 1873года. На черном щите серебряная волнообразная перевязь, за которою справа - императорский штандарт на золотом древке. Щит увенчан короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентой.
Герб города Владикавказа. Утвержден 31 марта 1873 года. В верхней части щита на фоне ярко-голубого неба белеет вершина Казбека и протянулась гряда Черных гор, напоминающая своим контурам Столовую гору. Ниже размещена зеленая полоска лесистых гор. В центре герба закрытые крепостные ворота Капкай золотистого цвета. На ярко-красном фоне нижней части щита расположен по диагонали золотой ключ с прорезью в виде креста - символа веры и малая корона - знак твердости и власти. Щит обрамляет венок из дубовых веток с золотистыми листьями, перевитыми муаровой лентой нежно-голубого цвета, и завершением в виде большой царской короны с крестом.
Капкай - название осетинского аула, на месте которого основана крепость Владикавказ. Капы означает ворота, проход; кой или кей - селение. А. С. Пушкин в "Путешествии в Арзрум" (1836 год) писал: "Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами?. Символика герба подчеркивает, что Владикавказ является ключам к Кавказу.
Развитие осетинской государственности началось в годы советской власти. В 1924 году Северная Осетия, входившая в Горскую АССР как округ, была выделена в самостоятельную автономную область, а в декабре 1936 года преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В соответствии со статусом автономной республики она имела в качестве государственных символов герб и флаг РСФСР с надписями "Северо-Осетинская АССР" на русском и осетинском языках.
На новом гербе барс и земля, по которой он ступает, имеют золотой цвет. Фоном служат семь горных вершин, расположенных в три ряда. Число "семь" у осетин, как и у многих других народов, имеет сакральное значение: на многих предметах кобанской культуры часто встречаются изображения семиконечных звезд, семи небес, семи змей. Божество Авд-дзуары в мифологии алан - буквально "семь святых, богов", сочетало в себе семь общих и местных божеств. От Авд-дзуары зависели урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота, избавление людей и животных от болезней. Горный кряж на гербе также воспроизводит древний космологический образ Мировой Горы с семью вершинами - древнейшей модели мира у предков осетин и других индоевропейских народов. На верхнем уровне - одна вершина, она означает божественный абсолют, верховную власть; средние - символизируют мир людей, нижние - стороны света, географические пределы страны. Серебряный цвет их служит символом чистоты и мудрости.
Вся композиция герба размещена в круглом (восточном) щите червленого, то есть красного цвета, символизирующем право, силу и мужество.